Всё больше омичей предпочитают регистрировать «бытовую недвижимость» по электронным заявлениям
Об этом говорят данные статистики Управления Росреестра по Омской области.
Так, в первом квартале 2024 года омичи при оформлении недвижимого имущества, предназначенного для удовлетворения бытовых и иных потребностей граждан, в том числе связанных с их проживанием, подали 14 379 онлайн-заявлений, во втором – 16 550 (+15 % к 1 кв.), а в третьем – 17 894 (+ 8 % ко II кв.).
К «бытовой недвижимости» относятся следующие объекты недвижимого имущества:
1. Многоквартирные жилые дома.
2. Жилые дома.
3. Жилые помещения (квартиры, комнаты).
4. Садовые дома.
5. Сопутствующие объекты:
- индивидуальные гаражи;
- хозяйственные постройки;
- объекты вспомогательного использования (сарай, баня, колодец, теплицы, бытовки, склады временного содержания) и т.п.
6. Земельные участки для строительства всех вышеперечисленных объектов
На основании п. 8.4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для объектов, относящихся к «бытовой недвижимости», предусмотрены сокращенные сроки осуществления учетно-регистрационных действий – в течение трех рабочих дней с даты приема органом регистрации прав соответствующего заявления, а также упрощенный порядок проведения государственной регистрации (ст. 70 того же закона).
«Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права в отношении объектов, относящихся к «бытовой недвижимости», является одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра. Именно поэтому в июне 2022 года омским Управлением был принят локальный акт, значительно сокративший сроки осуществления учетно-регистрационных действий, в первую очередь, в отношении объектов «бытовой недвижимости», – сейчас их постановка на государственный кадастровый учет и регистрация по заявлениям, представленным в электронном виде, составляет всего один день», – поделилась заместитель руководителя Управления Росреестра по Омской области Анжелика Иванова.
Кроме того, Федеральным законом от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в статью 36 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (дополнена частями 7.1 и 7.2), которые коснулись срока выполнения кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Теперь срок оказания таких услуг по договору подряда также не должен превышать трех рабочих дней.
«Очевидно: всё, что касается оформления объектов категории «бытовая недвижимость, – в приоритете у законодателя и органа регистрации прав, потому что касается интересов физических лиц. А поскольку для человека всегда важны сроки сделок и оформления документов, то приоритеты электронной регистрации дают прекрасную возможность разрешения ряда ситуаций с положительным результатом», – директор ООО «Многофункциональный центр электронных услуг Единая правовая служба», член Общественного совета при Управлении Росреестра по Омской области Илья Васильчук.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской обла
В Омской области в рамках 518-ФЗ у 3 400 ранее учтенных объектов недвижимости выявлено 4 902 правообладателя
Данные о собственниках Управлением Росреестра по Омской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Кроме того, по итогам на 01.10.2024:
- 8 513 фактически отсутствующих объектов недвижимости снято с государственного кадастрового учета на основании актов осмотра органами местного самоуправления;
- 320 объектов недвижимости поставлены на учет в качестве бесхозяйных.
Данная работа ведется в рамках вступившего в силу в 2021 году Федерального закона № 518-ФЗ, наделяющего органы местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
Работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости ведется органами местного самоуправления в тесном взаимодействии с Росреестром. При этом внесение в ЕГРН сведений о собственниках не является автоматической государственной регистрацией прав на недвижимое имущество – этот процесс требует отдельной процедуры.
«Работа по наполнению Единого государственного реестра недвижимости полными и точными сведениями ведется по поручению Президента России и является одной из приоритетных задач, которая реализуется в рамках государственной программы «Национальная система пространственных данных». Достоверные и полные сведения ЕГРН повысят степень защиты прав владельцев недвижимости, а также снизят риски для добросовестных участников гражданского оборота. В случае, если проведенные органами местного самоуправления мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости», – отметил руководитель Управления Росреестра по Омской области Сергей Чаплин.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области
Росреестр разъясняет: как освоить земельный участок по новому законодательству?
Управление Росреестра по Омской области подводит итоги горячей линии, организованной для собственников садовых, огородных и расположенных в границах населенного пункта земельных участков, с целью разъяснения новых требований законодательства о их надлежащем освоении.
На вопросы омичей отвечал начальник отдела государственного земельного надзора Управления Дингис Евгений Александрович.
Сегодня на законодательном уровне существуют достаточно жесткие требования к собственникам, которые при неиспользовании земельных участков или использовании их с нарушениями могут лишиться своей земли путем изъятия.
Но если раньше отсутствие в действующем законодательстве четкого определения, сроков, критериев освоения земельного участка приводило к росту количества неиспользуемой, захламленной, заросшей земли и появлению долгостроев, то сейчас Росреестром разработан закон, который призван устранить данные пробелы, не позволяющие эффективно воздействовать на собственников заброшенных участков.
Из важного для подконтрольных субъектов.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2024 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 23 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2025 года у собственников земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, а также садовых и огородных земельных участков, будет 3 года с момента приобретения объекта недвижимости, в течение которого они смогут освоить земельный участок. По тем участкам, которые уже в собственности, срок будет исчисляться также с 1 марта 2025 года.
Освоением земельного участка будут считать проведение одного или нескольких мероприятий, в результате которых участок приводится в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением. Например, осушить земельный участок, убрать сорную растительность, создать правильный рельеф, протянуть временные сети.
Полный перечень мероприятий по освоению земельных участков и конкретные признаки их неиспользования будут закреплены в соответствующих актах Правительства РФ:
- «Об установлении перечня мероприятий по освоению земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков», который включает в себя ряд подготовительных действий к целевому использованию земли: осушение, увлажнение, освобождение от сорной и иной растительности, отходов и других предметов;
- «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков», содержащий перечень признаков, позволяющих оценить, осуществляется ли использование земельных участков в соответствии с законом.
Стоит отметить, что в новом законе об освоении земель, а также в разработанных проектах подзаконных актов не предлагается расширение перечня оснований для изъятия, увеличение штрафов за неиспользование земельных участков, а также снижение уровня законодательной защиты права собственности.
Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земельных участков, планируется осуществлять Росреестром в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления в рамках муниципального земельного контроля.
Правообладатели участков, на которых будут выявлены признаки неиспользования, смогут устранить нарушения в установленном порядке.
«Проблема заброшенных участков актуальна в масштабах всей нашей страны, что и заставило федеральные органы исполнительной власти инициировать усовершенствование закона в части несения ответственности за ненадлежащее обращение с находящейся в собственности землей. Очевидно, что новый закон будет способствовать вовлечению неиспользуемых участков в хозяйственный оборот, а также сохранению прав на землю. Это особенно актуально для многих СНТ, где есть неиспользуемые владения, которые зарастают травой, тем самым создавая пожароопасную ситуацию», – отметил председатель регионального отделения Союза садоводов России, член Общественного совета при Управлении Росреестра по Омской области Виктор Бобырь.
Пресс-служба Управления Росреестра по Омской облас